Атомовоз. Поезд на атомной тяге в СССР и России

АтомовозАтомовоз – это атомный локомотив, а проще говоря, поезд с автономной ядерной силовой установкой. Попытки использования мирного атома в транспорте стало своеобразным трендом на заре развития мировой атомной энергетики. Появились проекты первых атомолетов в СССР и США, атомных автомобилей и даже танков, но все они закончились безуспешно. А ведь могли появиться, например, вечно работающие эвакуаторы с крайне низкой стоимостью — https://techneu.ru/evakuator-mashin-moskva/evakuator-yasenevo.

Атомовоз Бор-60 в СССР

Как ни странно, в СССР конкретные разработки первого локомотива с атомным двигателем начались только в восьмидесятые годы на закате холодной войны, хотя первые попытки были еще в 50-ые годы прошлого века, но, как и в США, дальше идей дело не зашло. Применение атомовоза в СССР должно было найтись для перемещения боевого железнодорожного ракетного комплекса. Это обеспечивало БЖРК необходимую автономность, но могло привести к серьезным последствиям для населения и инфраструктуры в случае аварии.

БЖРК. Музейный экспонат

БЖРК. Музейный экспонат

В 1985 году был готов проект атомовоза с реактором на быстрых нейтронах, получивший название БОР-60 с тепловой мощностью 60 МВт. Проектная масса реактор с защитой должна была составить 140 тонн. Но с окончанием холодной войны все разработки поездов с атомными двигателями в СССР были завершены, а атомовоз БОР-60 так и не был построен.

Атомовоз РЖД. Современный российский проект

В феврале 2011 года вице-президент РЖД Валентин Гапанович заявил о совместном проекте Росатома и РЖД по постройке атомного локомотива. В июле 2011 года планировалось провести презентацию поезда с 11 вагонами при использовании атомной силовой установки с реактором на быстрых нейтронах, как и в советском атомовозе БОР-60.

Применение атомовоз РЖД должен был найти в условиях Крайнего Севера, а также для обеспечения электричеством небольших поселков в тех районах. Однако понадобились бы новые инфраструктурные объекты, для перезаправки реактора и его обслуживания. Однако, вероятно, просчитав стоимость данного проекта и, учтя все минусы и риски в его эксплуатации, он так и не был показан публике.

Опыт постройки атомных локомотивов в других странах привел, к примеру, Францию к развитию атомной энергетики как таковой. В свою очередь, их высокоскоростные электропоезда ездят за счет электроэнергии выработанной на французских АЭС, доля которых в общей энергетике страны достигает 75%.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.