Первый атомный ледокол Ленин. История корабля

Атомный ледокол ЛенинВ 1932 году впервые в истории ледокол прошел по Северному морскому пути за одну навигацию. Им оказался ледокол-пароход «Сибиряков». Однако дважды ему приходилось останавливаться из-за задержек с поставками угля. Решение сделать Северный морской путь круглогодичным нашлось уже после Великой Отечественной войны. После запуска первой атомной электростанции в мире под Обнинском, был запущен и первый в мире атомный ледокол, названный в честь Владимира Ильича Ленина.

Первый атомный ледокол Ленин

История создания


Разработка атомохода «Ленин» велась в кратчайшие сроки с целью опережения американцев и в этой гонке. В период с 1953 по 1955 годы велись основные исследования, а чуть больше чем за год с 25 августа 1956 по 5 декабря 1957 атомоход строился, когда и был спущен на воду в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Во время его строительства, атомный ледокол посещали множество высокопоставленных чиновников и гостей страны, среди которых был и Ричард Никсон – на тот момент вице-президент США. Еще два года ушло на монтаж ядерной установки из трех реакторов, которые были запущены 6 августа 1959 года. 12 сентября 1959 года атомоход отправился в свой первый поход под командованием П.А. Пономарёва – первого капитана этого корабля.

О величине корабля говорит и его масса. Для удержания на месте использовались три якоря массой около 6 тонн каждый, а длина литой якорной цепи прокинутой через брашпиль составляла 325 метров.

Позднее атомные установки на судне заменили. Вместо трех старых ОК-150, были установлены две ОК-900. Мощность двух установленных на корабле атомных реакторов, запущенных в 1970 году, составляла 32,4 МВт, что значительно превышало мощность первой атомной электростанции СССР в Обнинске. Данный показатель позволял атомному ледоколу Ленин находиться в автономном плавании на протяжении 12 месяцев и не зависеть от поставок топлива. Однажды корабль даже перекрыл эту планку, проработав 13 месяцев кряду.

Всего атомоход прослужил около сорока лет и в 1989 году завершил свое последнее плавание. За всё время работы корабль прошел свыше 82 тысяч морских миль и провел сквозь льды Северного Ледовитого океана более 400 судов. Атомный ледоход «Ленин» стал настоящим спасением полярников, и одной из редких удачных попыток использования атомных установок мобильного типа. Можно вспомнить совершенно провальные идеи атомных автомобилей в США, атомных танков, советских атомных самолетов и даже настоящих атомных поездов. Немногие из этих идей добрались хотя бы до прототипов, а атомные ледоходы существуют до сих пор и прекрасно справляются со своими задачами в условиях крайнего Севера. Ныне «Ленин» является настоящим музеем под открытым небом в порту города Мурманск.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.