Атомный самолет в США

Американский атомный самолет HTRE-3Первый упоминания об атомных самолетах в США начались в сороковые годы прошлого века в популярных изданиях технической направленности. Идея применения такого самолета в первую очередь рассматривалась в возможности долететь до СССР и сбросить там бомбы.

Атомный самолет в США



Весной 1946 года в США была развернута программа Nuclear Energy for the Propulsion of Aircraft (NEPA) по разработке самолета с атомным двигателем. Рассматривались проекты постройки стратегических бомбардировщиков с большой дальностью полета, а также стратегических разведчиков с высокой скоростью полета.

Первые прототипы были созданы компанией Fairchild. Все затраты были покрыты самой компанией без использования трейдеров, которые нынче в моде.Они провели испытания биологической защиты с помощью полетов самолета B-29 с радиоактивной капсулой на борту. Но столкнулись со сложностями – высокая масса атомного реактора и низкая радиационная защита при этом. Безответными остались и вопросы передачи энергии от реактора в двигателям, проблема охлаждения реактора в полете, управление мощностью реактора.

Самолет B-29

Самолет B-29

Следующим шагом американцев по постройке своего атомного самолета стала конференция в 1948 году в Массачусетском технологическом институте. «Проект Лексингтон» обрисовал круг всех проблем постройки американского атомного самолета и выдал срок на разработку подобного аппарата в 15 лет.

Исходя из выводов прошедшей конференции была запущена новая программа – Aircraft Nuclear Propulsion. В новой разработке приняли участие несколько компаний – Lockheed, Convair, General Electric, Pratt & Whitney. Одновременно эти компании решали ряд задач, зачастую одних и тех же, но с разными подходами. В результате победителем был выбран проект General Electric со своей силовой установкой для стратегического бомбардировщика Convair YB-60.

Стратегический бомбардировщик Convair YB-60

Стратегический бомбардировщик Convair YB-60

На американском атомном самолете должен был быть установлен атомный реактор мощностью 50 МВт, соединенный с четырьмя двигателями самолета. Охлаждение решалось потоком воздуха, идущим сквозь активную зону реактора и водой с примесью бора. Как результат, охлаждающий воздух становился радиоактивным, поэтому для запуска и посадки использовались двигатели на обычном топливе, чтобы не заражать территорию аэродромов.

Для испытательных полетов использовали две лаборатории – самолеты B-36 (NB-36H Crusader). На данной лаборатории установили реактор мощностью 1 МВт и усилили радиационную защиту. Всего с 1955 по 1957 годы было проведено 47 испытательных полетов американского атомного самолета.

Установка герметичной кабины на NB-36H Crusader

Установка герметичной кабины на NB-36H Crusader

В результате проведенных подготовительных работ к началу шестидесятых годов в США была почти завершена работа по проектированию самолета с атомным реактором на борту. В первую очередь была решена проблема защиты экипажа. Однако с приходом к власти Кеннеди, в 1961 году работы были свернуты. Примерно в эти же годы программа по постройке советского атомолета также была завершена.

В 2003 году ВВС США снова запустили работу по разработке атомного двигателя для беспилотных самолетов разведчиков, чтобы увеличить продолжительность полетов до нескольких месяцев. Однако, реальных результатов эти работы пока не принесли.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *