Подобие фанеры появилось еще в Древнем Египте. В одной из усыпальниц 2 600 года до нашей эры был найден кусок шестислойной фанеры – перпендикулярно расположенные слои дерева толщиной 4 мм были скреплены деревянными гвоздями. Причиной развития такой технологии в Египте стало отсутствие больших и качественных лесов. Сначала дерево распиливалось на тонкие слои, а затем соединялось сперва гвоздями, а позже и клеем из продуктов животного происхождения.
История появления фанеры и шпона
Подобные технологии перешли в Древние Грецию и Рим, а также появлялись в Древнем Китае. В 15-16 веках производство фанеры, на этот раз из ценных пород красного и черного дерева возобновилось, с целью удешевления производства мебели.
Однако, от ручного способа изготовления шпона отошли только в конце 18 века. Австрийский станок Алоиса и Мартина Мундинга появившийся в 1800 году не был первым станком по резке шпона, но именно с его появления, производства стали отходить от ручного труда в этой сфере.
Прорывом стала технология роторной резки шпона (лущение), изобретенная российскими инженерами в начале 19 века. Подобные станки были запатентованы и в Англии в 1819 году, и в США в 1825 году. Чуть позже технология была дополнена предварительным замачиванием бревен для улучшения качества лущения.
Машинное производство фанеры значительно снизило её стоимость и повысило качество. Однако, если сейчас фанера применяется от изготовления упаковки до строительства, то в те годы, она в основном использовалась для производства мебели.
Как стройматериал фанеру стали рассматривать после всемирной выставки в Портленде в США в 1905 году. Из фанеры стали изготавливать автомобили, но сразу же возникла проблема отсутствия водостойкого клея. Этот вопрос был решен в 1934 году Джеймсом Невином, предложившим использовать альдегидные смолы. Сразу же фанеру стали применять и в судостроении.
Стоит отметить, что с 1910 году до конца Второй Мировой войны, больше всего фанеры расходовалось на производство… самолетов. Из формованной фанеры изготавливали обтекаемые фюзеляжи. Так в СССР даже выпускался самолет «Фанера-2», полностью изготовленные из фанеры. Самым большим самолетом из фанеры стал Hughes H-4 Hercules, построенный в 1947 году. Масса самолета «Еловый гусь» (сделан он был из березовой фанеры) достигла 136 тонн.
В строительстве фанеру стали активно применять с конца тридцатых годов прошлого века. Из фанеры начали строить целые дома. Первый сборный дом из фанеры был собран за 21 час семью работниками.